Продажи новых машин в России рухнули почти на 60%: что будет дальше?
Российский авторынок пробил очередное дно: таких низких продаж в его новейшей истории еще не было. Если десять лет назад в нашей стране продавалось почти 3 млн новых машин и по этому показателю мы могли конкурировать с Германией, то сейчас относительно пика 2012 года рынок сжался более чем в 4 раза.
Но не все так плохо, как кажется. Всепропальщики прогнозировали, что в 2022 году в России будет продано около 0,5 млн новых машин, но в итоге результат оказался гораздо лучше мрачных прогнозов пессимистов: дилерами было реализовано почти 0,69 млн новых автомобилей.
В 2022 году российский авторынок поймали жирного «черного лебедя»: одномоментно реализовались все возможные и невозможные риски. В начале весны были прекращены официальные поставки иномарок из Европы, Японии, Кореи и США, остановлены практически все автозаводы внутри страны, резко взлетели цены на новые машины у дилеров, а ставки по автокредитам выросли до заградительного уровня. В результате весной российский авторынок действительно можно было хоронить, но государство вовремя отреагировало и уже к лету ситуация стала выправляться.
Был перезапущен конвейер АВТОВАЗа, на который постепенно вернулись три модели, появилась льготная кредитная госпрограмма, позволяющая купить новый отечественный автомобиль со скидкой в 20-25% (по электрокарам скидка еще больше), а также начали завозиться иномарки по схеме параллельного импорта – как частниками, так и официальными дилерами. Здорово поддержали рынок китайцы: несмотря на проблемы с логистикой и угрозу вторичных санкций, Chery, Haval и Geely смогли насытить дилерские центры новыми машинами, заменив ушедшие бренды, и даже превзошли прошлогодние объемы продаж.
К осени также был запущен завод «Москвич», началась сборка электрокаров Evolute в Липецкой области, и возобновилось производство машин на калининградском заводе «Автотор» - и там и там идет речь о китайских моделях. В 2023 году рынок поддержит АВТОВАЗ: возобновится сборка Lada Vesta (весной) и Largus (осенью), а на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге начнется сборка китайских седанов и кроссоверов под маркой Lada. Также на рынке ожидается появление до 7 (!) новых брендов – как локальных, вроде Sollers, так и китайских.
По прогнозам комитета АЕБ в этом году в России будет продано 0,77 млн новых машин (+12% относительно 2022 года). Причем, это результат без учета параллельного импорта, хотя влияние последнего переоценивать не стоит – заместить официальные каналы поставок или те объемы иномарок, которые собирались в России, он не способен.
И это достаточно осторожный прогноз, который, в случае улучшения рыночной конъюнктуры, может скорректироваться в большую сторону. Положительно на продажи повлияет снижение цен, которое возможно при насыщении рынка новыми автомобилями.